Родной язык
Аннотация к рабочим программам для 1-4х классов по родному языку и
литературе.
Пояснительная записка
Основа любой культуры – язык. Сохранение и развитие родного языка как элемента российской и мировой культуры является одной из важнейших задач, осуществление которой возможно лишь в условиях существования государственности ногайского этноса.
Изучение родного языка в русскоязычных школах подчиняется, как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.
Цели обучения:
- формирование мотивационно-адекватного отношения к родному языку;
- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования, чтения и письма;
- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения
устной и письменной родной речью;
- развитие языкового мышления, внимания, памяти учащихся;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием родного языка: знакомство
школьников с миром сверстников, с детским фольклором и доступными образцами родной
художественной литературы;
- воспитание дружелюбного обращения к представителям других национальстей.
Оптимальной формой изучения родного языка является проведение уроков (2 часа в неделю на изучение родного языка и 1 час в неделю на изучение родной литературы), а также использование языка во внеклассных мероприятиях.
Важным в организации изучения родного языка является создание полноценного учебно-методического комплекса, внедрение инновационных методов и компьютерных технологий.
Стандарт начального и основного общего образования
по родному языку в русскоязычной школе
Общая характеристика дисциплин
В русскоязычной школе родной язык для всех учеников является вторым, что обуславливает необходимость его изучения как неродного. Тем не менее, обучение родному языку в русскоязычных школах должно быть организовано с учетом речевых навыков учащихся.
Предъявляемые к ученикам требования не могут быть одинаковыми. Для детей из ногайских семей они могут быть более высокими, чем для детей из семей других национальностей. Таким образом, преподавание родного языка должно осуществляться на разных уровнях.
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Разговорная речь. Литературно-нормированная речь.
Различие устной и письменной речи, диалога и монолога.
Создание разговорно-бытовых и литературно-нормированных текстов.
Аудирования (слушание). Понимание устной речи, передача ее в кратком и развернутом виде.
Говорение. Создание устных диалогических и монологических текстов на бытовые и учебные темы.
Письмо. Создание письменных текстов (различных по объему в разных классах). Письменный рассказ о близких людях, животных, о школе, родном городе, природе и т.д. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой
и лингвистической (языковедческой) компетенции
1) Графика и орфография
Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
2) Фонетика.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний родного языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных; ударение в слове, особенно в сложных словах и в предложении; интонация утвердительного, вопросительного и побудительного предложений.
3) Лексика.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы речевого элемента, отражающие особенности культуры родного языка.
4) Грамматика
Основные коммуникативные виды предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, простым именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков в процессе исторических контактов.
Нормы родного речевого этикета.
Требования к уровню подготовки учащихся ногайского языка, оканчивающих 1 класс.
В результате изучения ногайского языка в 1 классах ученик должен знать/понимать:
виды предложений по цели высказывания ( без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
звук -й- и буквой –й-;
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи в устной речи эмоциональной окраске предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
соблюдения орфоэпических норм ( норм литературного произношения ) в наиболее употребительных словах;
оформлений на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения ( точка, вопросительный и восклицательный знаки ); правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
деления слов на слоги и для переноса;
определения ударного слога в слове;
использования прописной буквы в именах собственных;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
письма под диктовку текстов (10-15 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
устного составления текста из 3 – 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Тип урока | Дата | Примечание (корректир. часов по факту) |
1
| Знакомство с новым предметом.
Гигиенические правила письма.
Рабочая строка
Элементы букв «/» (короткая палочка) «/» (удлиненная палочка)
Элементы букв « » - короткая палочка с закруглением внизу. Элементы букв « » - удлинённая палочка. « » - палочка с закруглением вверху и внизу.
Полуовалы левые и правые.
Строчные буквы «а», «аь». Прописные буквы «Аь», «А».
Строчные буквы «о», «оь». Прописные буквы «О», «Оь»
Строчные буквы «н», «нъ». Прописные буквы «Н», «Нъ»
Строчная буква «т». Прописная буква «Т»
Строчная буква «ш». Прописная буква «Ш»
Строчная буква «р». Прописная буква «Р»
Строчная буква «с». Прописная буква «С»
Строчные буквы «л», «м». Прописные буквы «Л», «М».
Строчная буква «б». Прописная буква «Б»
Строчные буквы «и», «ы», «й». Прописные буквы «И», «Ы», «Й». Сочетание «йо, ый, йоь, йы, йи» Строчная буква «д». Прописная буква «Д»
Строчная буква «к». Прописная буква «К»
Строчные буквы «е», «э», «з». Прописные буквы «Е», «Э», «З».
Строчная буква «г». Прописная буква «Г»
Строчная буква «п». Прописная буква «П»
Строчная буква «в», Прописная буква «В»
Строчная буква «я». Прописная буква «Я»
Строчные буквы «у», «уь». Прописные буквы «У», «Уь». Сочетание уьв, ув.
Строчные буквы «х», «ж». Прописные буквы «Х», «Ж».
Строчная буква «ю». Прописная буква «Ю».
Строчная буква «ф». Прописная буква «Ф»
Строчные буквы «ч», «щ», «ш», «ц». Про-писные буквы «Ч», «Щ», «Ш», «Ц».
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных
Контрольное списывание.
Согласные звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие
Предмет и слово. Слова противоположные по смыслу Предложение. Виды предложений.
Диктант «Весна». Работа над ошибками | . | 1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
2
1
1
2
2
2
2
2 | комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
контрл. ЗУН
комбин
комбин
комбин
контрол ЗУН |
|
|
2
3
4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-45
46-47
48-49
50-51
52-54
55-56
57
58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68 |
Примерное планирование уроков ногайской литературы для 1 класса
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Тип урока | Дата | |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 | Подготовительный этап
Первый день в школе. Класс, учебные принадлежности.
Устная и письменная речь.
Одежда. Предложение, слово
Органы человека. Гигиена. Слог, ударение.
Семья. Звуки и буквы. Составление рассказа
Лето. Предложение, слово Наша Родина. Звуки и буквы
Букварный период
Слияние согласного звука с гласным. Знакомство с правилами гигиены чтения.
Гласные звуки [а], аь. Буквы А, Аь
Гласные звуки о, оь. Буквы О, Оь
Согласные звуки н, нъ. Буквы Н, Нъ
Парные согласные звуки т – д. Буквы Т, Д
Парные согласные звуки ж – ш Буквы Ж, Ш
Согласный звук р, Буква Р
Согласный звук л, Буква Л
Парные согласные звуки с –з, Буквы З, С
Согласный звук м, Буквы М, м
Парные согласные звуки б - п, Буквы Б, П
Гласные звуки ы – и, буквы Ы, И
Согласный звук й, Буква Й. Сочетания йо, йоь, ий.
Парные согласные звуки г - к. Буквы Г, К
Гласные звуки е, э Буквы Е, Э
Парные согласные звуки в – ф. Буквы В, Ф
Гласный звук я. Буква Я
Гласные звуки у – уь. Буквы У, Уь
Сочетания ув, уьв Сочетание юв
Согласный звук х. Буква Х
Согласный звук ю. Буква Ю.
Согласные звуки ч, ц, щ. Буквы Ч, Ц, Щ
Послебукварный период
Рассказ « Садовник Айвар»
Рассказ « На уроке». «Мама»
Рассказ « Наша бабушка»
Стихотворение « Мы просим»
Сказка «Щенок и цыплёнок»
Сказка «Белая кошка, чёрная кошка» | 6 ч.
22 ч.
6 ч.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
комбин.
комбин.
комбин
комбин.
комбин
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин.
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин
комбин |
|
|