Литература
Аннотация рабочей программыпо литературе в 5-9 классах
Данная программа по литературе в 5-9 классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе;
- Закона РФ «Об образовании» п.5, ст.14; п.2, ст.9; п.3, ст.17;
- типового положения об общеобразовательном учреждении;
- программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.Я. Коровиной / М.: «Просвещение», 2008 г.;
- программы, составленной кафедрой русского языка и литературы Института усовершенствования учителей, 2011г.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
Аннотации к рабочим программам по литературе.
5 класс
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе
для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011).
Структура документа.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический
план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование.
В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю
6 класс.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе
для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011).
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учеб но-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся
на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития,
ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной лично сти,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей,
- сравнение и сопоставление,
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
- самостоятельное выполнение различных творческих работ,
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- составление плана, тезиса, конспекта,
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов из расчета 3 часа в неделю
7 класс.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе
для общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2011) и учебника для
общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2012).
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусств а с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели:
- воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
8 класс.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2011)
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования
РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно -методического обеспечения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку,
учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и
истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
9 класс.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе
для общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2011)
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования
РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта
2004 года.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учеб но-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно -методического обеспечения.
Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое построение. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная
литература.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
10 -11 класс
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Русиной Н. С., Нартова К. М. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения:
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.
Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.