Операция"Защита"

01.11.2020

«Защита» — ноябрь 2020 года. 

В период с 1 ноября по 1 декабря 2020 года с целью предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми, оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе  профилактическая акция «Защита». Осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на основании приказа директора школы№      34    от 1.11.2020.  «О проведении в щколе профилактической операции «Защита».

В школе в рамках проведения профилактической операции:

·         в срок до 10 ноября 2020 года формировать рубрику " Защита», где представлены нормативные документы, план проведения акции  в школе с указанием конкретных мероприятий, комплектовать методическую копилку.

·         организуется работа по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, и передаче информации в органы системы профилактики для принятия конкретных мер по решению проблемы;

·         в срок до 30.11.2013 проводится работа по обновлению банка данных неблагополучных (асоциальных) семей и детей, проживающих в этих семьях;

·         обследуются (по мере необходимости) условия жизни детей в неблагополучных семьях совместно с представителями органов внутренних дел и учреждений социальной защиты населения, а также общественности;

·         для обучающихся организуются консультации  психологов, медицинских работников, беседы инспекторов  ПДН.

·         организуется проведение родительских собраний, лекториев по теме: «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», бесед для детей и подростков по теме: « Опасные грани жизни и пути их преодоления», «Как не стать жертвой преступления» .

·         разрабатываются индивидуальные программы психологического сопровождения несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение, и оказание несовершеннолетним педагогической и социально-психологической помощи с целью адаптации в образовательном процессе (по мере выявления детей данной категории);

·         принимаются меры по созданию условий благоприятного психологического климата для взаимодействия всех участников образовательного процесса;

·         обновляются информационные уголки профилактики по проблеме правового просвещения детей;

·         ведется работа по выявлению несовершеннолетних, не приступивших к обучению в образовательном учреждении, а также уклоняющихся от обучения;

План проведения акции «Защита» с 1 ноября по 1 декабря 2020г.

Наименование

мероприятия

Сроки

исполнения

исполнители

 

 

 

1.       Обеспечение координации и взаимодействия органов, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на защиту прав детей

1.

Проведение координационного совещания по организации акции «Защита» с педагогами школы

До 5 ноября

Эсиргепова С.С.

2.

Формирование межведомственных рабочих групп для проведения профилактических рейдов ( в случае выявления случаев жестокого обращения с детьми)

5.11.

Эсиргепова С.С.

3.

Выявления фактов нарушения прав детей, принятие мер по оказанию своевременной квалификационной помощи детям и подросткам, находящимся в СОП.

В течении месяца

Руководители

творческих

объединений

4.

Организация горячей линии на сайте учреждения

В течении месяца

 

5.

Разработка и реализация индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, насилию, организация работы по оздоровлению обстановки в их семьях.

В течении месяца

Органы и учреждения соцзащиты населения, образования, здравоохранения.

                                   2.Просветительская, методическая, консультационная работа

6.

    Проведение бесед для детей и подростков, родительские собрания, лектории по предотвращению жестокого обращения, насилия с детьми и подростками

По отдельному плану

Руководители

творческих

объединений

7.

Распространение информационных листовок для родителей и учащихся

В течении месяца

Руководители

творческих

объединений

  

Составила: Эсиргепова С.С.

Алгоритм действий педагогов и родителей,

направленных на предотвращение суицидов среди обучающихся

Самоубийство. суицид-намеренное лишение себя жизни. Суицид

несовершеннолетних, а также проявление суицидальных намерений являются формой

девиантного поведения.

Мотивация и непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте

имеют, прежде всего, психологические и социально-психологические проблемы, не

решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.

Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных

заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том

числе с летальным исходом.

Ключевым пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися

является отслеживание их психико -эмоционального состояния и оказание своевременной

индивидуально ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально- психологической

помощи.

В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения

рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в

поведении:

- жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»: «Не хочу никого

видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);

-ж а л о бы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);

- жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы: отверженность в семье или в

среде сверстников:

- повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о

смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам:

- словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось

со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он. она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и

т.д.);

- приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача

некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;

- внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное

состояние после длительного состояния депрессии:

- тайные приготовления к чему-то. объяснить которые подросток отказывается или

объясняет неубедительно:

-д л и т ел ьн о е состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для

подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.

- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и

школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства,

молодежные течения и организации, анорекшкп. сексуального характера, агрессивного и

т.д);

- смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая

ситуации;

- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость...);

- Нарушение сна (трудность засыпания. частые пробуждения, ранние просыпания,

чувство усталости и разбитости после сна.'..):

- Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа,

семья);

Состоянием, предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является

глубокая депрессия.

Основными признаками депрессивного состояния являются:

-р е з к и е и немотивированные перепады настроения:

:- частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон

разговора;

- с т р емл ен и е к длительном) уединению:

-б о л е зн ен н а я реакция на ту или иную тему разговора;

- жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был

выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);

- изменение пищевых привычек:

- часто повторяющиеся попытки убежать из дома:

- потеря интереса к той деятельности, которой ребенок до определенного периода

был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.):

- пессимистические рассуждения о будущем;

- отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене

(внезапная, ранее не характерная неопрятность);

- неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их

четкому вербальному выражению.

Для педагогов: при выявлении выше перечисленных признаков  незамедлительно

сообщить руководителю учреждения, штатному психологу, а также родителям или

законным представителям ребёнка.

Выбор условий оказания помощи обучающемуся определяется степенью

выраженности кризисного психико-эмоционального состояния и ресурсами, которыми

обладает образовательная организация. При невозможности оказания эффективной помощи

обучающемуся в образовательной организации, родителям предоставляется информация о

возможности получения помощи в организациях и службах, осуществляющих

специализированную работу с несовершеннолетними. Перечень служб и организаций

экстренной психологической помощи должен быть размещен в свободном доступе для

обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям:

Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не

напрасны. Создать условия для спокойного разговора. Подозрения и претензии предъявите

ребенку уверенно. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей и вы

готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите эмоциональный

контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то

происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую. что ты подавлен. Иногда мы все так

чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты

много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»:

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что

ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»: «Ты сейчас ощущаешь

усталость, недостаток сил»

2. Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный

план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

Оценить глубину эмоционального кризиса.

3. Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной ситуации.

Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить

эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими

взаимоотношениями. Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с

ребенком укреплять доверительные отношения.

4. Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он

намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие

чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.

5. Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального риска

ребенка.

6. Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению

трудной ситуации.

7. Обратиться за получением квалифицированной помощи к психологу или к врачу

(психотерапевту, психиатру).

8. Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности

во взаимоотношениях с ребенком.

9. Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной

жизненной ситуации.

10. В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить

ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия

работает круглосуточно.

-

Важно

При работе по данному алгоритму необходимо помнить 2 основные цели:

1 снять остроту психико-эмоционального состояния ребёнка

2 подключить специализированные психологические службы службы

Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно

определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Это та информация, которая позволяет узнать человека в толпе, идентифицировать и

определить как конкретную личность. Идентифицирующих данных огромное множество, к

ним относятся:Хочу такой сайт

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

номер телефона;

адрес электронной почты;

фотография;

возраст;

другие.

Так. если указать в сети «Интернет» свои фамилию, имя. отчество и адрес места

жительства, то вполне можно будет опознать человека как конкретное лицо. По если

исключить из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком

человеке идет речь будет невозможно.

Важно помнить, что после публикации информации в Интернете ее больше невозможно

будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Необходимо всегда удостоверятся в том. что известно, кому предоставляется

информация, и в каких целях она будет использоваться.

Имена учеников, их фотографии и другая личная информация из школьного журнала

может публиковаться на веб-сайте школы только с согласия учеников и их родителей.

Как защитить персональные данные в Сети:

1. Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние

фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких и

иную личную информацию.

2. Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете

и не знаете их в реальной жизни.

3. Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию,

убедитесь в том. что адресат - - действительно тот. за кого себя выдает.

4. Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные,

например, место жительства или номер школы, класса иные данные, посоветуйтесь с

родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.

5. Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.

6. Старайтесь периодически менять пароли.

7. Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и

малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и

публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее).













Родительское собрание

«Подросток и семья»

Цель: 1. активизировать внимание родителей к значимости семейного воспитания;

2. побудить родителей к тому, чтобы они задумывались о собственной роли и ответственности в воспитании детей;

           3. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

           4. помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.

Задачи:

помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;

побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;

тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;

обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

Ход собрания

1.     

1.    Эмоциональный разогрев. Игра «Рукопожатие»

Прежде чем начать разговор, возьмитесь за руки. Передайте крепкое рукопожатие в каждом ряду слева направо, а затем обратно. Когда рукопожатие вернется обратно, поднимите ваши руки. Спасибо!

 

2.    Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник должен представиться и 3 позитивными прилагательными охарактеризовать своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Мы сегодня с детьми писали, что такое семья для них. И что значит свет в окне родного дома. Я хочу предложить вам поставить себя на место своего ребенка и дать определение семьи от его лица. А теперь давайте почитаем, что пишут дети. Девочки, конечно с большим теплом, задумавшись, писали. Мальчишки смотрели по сторонам, но то что получилось, общая картина мне понравилась. … это говорит о том, что взаимоотношения в ваших семье в основном добрые, теплые, доверительные.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни и семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.

Я хочу, чтобы наши дети были счастливы и мы, вы были надежной опорой, крепким плечом для них.

 

Существует метафора: «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью». Ребёнок жаждет любви. И когда он её чувствует, он развивается нормально. А как чувствует себя ребёнок, когда сосуд пуст? Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст. Случаются трагедии, когда подростки ищут любовь не там, где они могли бы её найти.

Уважаемые родители, как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают? Что произойдёт с вашим ребёнком, если он не найдёт подтверждения, что вы его любите?

Мы дарим детям любовь, и формы любви, как и подарки, бывают разные. Существуют несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений Гэри Чепмэн выделяет пять основных языков любви: слова поощрения, прикосновение, время, помощь, подарки. Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.Необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Ребёнок должен знать, что его любят таким, какой он есть, но о своих поступках задумываться, плохо это или хорошо. Каждый ребёнок живёт в нормальной семье, в доме, где его любят и ждут.

Таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.

  

3.    Игра – дискуссия «Где вы стоите?»

Сейчас аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон).

Я произношу то или иное утверждение, вы выбираете и встаете на позиции «+» (согласен) или «-» (не согласен). Участники, занявшие позицию по каждому утверждению, высказывают свое мнение: вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.

Утверждения:

1.    Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.

2.    Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.

3.    Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!

4.    Чем больше проблем встречается в жизни ребенка, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.

 

Нам кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда.

 

В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

·         требование внимания или комфорта;

·         желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

·         месть, возмездие;

·         утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение.

 

На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:

1.    до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;

2.    6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;

3.    12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;

4.    17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;

5.    26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;

6.    36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;

7.    Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»

 

Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми.



4.Упражнение «Погружение в детство» (музыка релакс)

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Упражнение позволило вам побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

 

5.    Упражнение «Копилка идей по укреплению семейных традиций»

Все участники пишут на листке бумаги идею, которая по их мнению способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опускают ее в ящик или мешок. Затем по очереди вытаскивают идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение

6.    Подведение итогов. Рефлексия. Родителям раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» .


Классный руководитель Нурманбетова З.М.


Классный час на тему «Толерантность»,

 11 класс

Толерантность к себе

Тема: толерантность к себе

Цели: развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, способность к самоанализу; дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе, исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям; совершенствовать навыки эмоционального контакта; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека; обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; обучать толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным и свободным.

Ход классного часа

Из предложенных упражнений предлагается выбрать несколько понравившихся с учетом затрачиваемого времени.

I. Выполнение упражнений.

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или памятка па «черный день»

Цель: развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бланки с табличками для каждого участника.

Подготовка: Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения

     

Процедура проведения: участники сидят в кругу. Учитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

В психологическом консультировании существует такой прием: психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Учащимся предлагается проделать подобную работу.

Им раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы:

«Мои лучшие черты» - в эту графу записываются черты или особенности своего характера, которые в себе нравятся и составляют его сильную сторону.

«Мои способности и таланты» - в эту графу записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

«Мои достижения» - в эту графу записываются достижения участника в любой области.

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.

Заполненные памятки остаются у участников.

Упражнение «Неуверенный -уверенный - самоуверенный»

Цели: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Иногда мы чувствуем превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем неуверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний».

Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой - неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить.

Например: «Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»

В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану.

Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мне кажется, всем видно мое состояние. У меня не получается быть уверенным, и я не пользуюсь популярностью».

Затем учащиеся обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.

После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других.

В заключение ведущий обращается к участникам с вопросами:

• Чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе?

• Как вы себя при этом чувствуете?

• Расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы «равны».

Обсуждение и анализ:

• Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди?

• Какое они производят впечатление?

• Каковы основные характеристики уверенного в себе человека?

• Чем он отличается от самоуверенного?

• Часто ли вы встречали уверенных в себе людей?

• Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.

Упражнение «Порадуй меня»

Цель: развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: в центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, событие или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник.

Упражнение «Замороженный»

Цель: совершенствовать навыки эмоционального контакта.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй - «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимы. Критерий «размораживания» - изменения в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли «обидчика». Участники должны разыграть эту ситуацию. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.

Например: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Обидчик выступает в роли мамы.

Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах».

2. Вырази чувства, возникшие у тебя и связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я почувствовал себя неудобно».

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «Поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников.

Обсуждение: участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Упражнение «Я - высказывание / Ты - высказывание»

Цель: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным и свободным.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацеленно, как Ты-высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой ell часов вечера!»). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

Составьте Я-высказывание:

1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.

2. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал(а) контрольную у соседа.

3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

II. Подведение итогов.

• Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?

• Каковы преимущества толерантного общения?

 






 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89289854746

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».