16.11.2020
В классе 6учеников,
классный руководитель Нурманбетова З.М.
Классный час на тему «Толерантность»,
11 класс
Толерантность к себе
Тема: толерантность к себе
Цели: развивать навыки ведения позитивного
внутреннего диалога с самим собой, способность к самоанализу; дать опыт
проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности,
уверенности в себе, исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям;
совершенствовать навыки эмоционального контакта; развивать социальную интуицию,
чувствительность, понимание другого человека; обучать конструктивным способам
выхода из конфликтных ситуаций; обучать толерантно (в неагрессивной,
безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство,
обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным и свободным.
Ход классного часа
Из предложенных упражнений предлагается
выбрать несколько понравившихся с учетом затрачиваемого времени.
I. Выполнение упражнений.
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех,
или памятка па «черный день»
Цель: развивать навыки ведения позитивного
внутреннего диалога с самим собой, способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого
участника.
Подготовка: Нарисовать на доске большую
таблицу, изображенную на бланках.
Мои лучшие черты |
Мои способности и
таланты |
Мои достижения |
|
|
|
Процедура проведения: участники сидят в
кругу. Учитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются
приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в
этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все
собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А
ведь каждому из нас есть чем гордиться.
В психологическом консультировании
существует такой прием: психолог вместе с обратившимся к нему человеком
составляет памятку, в которую заносятся достижения, способности этого человека.
Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и
позволяет оценивать себя более адекватно. Учащимся предлагается проделать
подобную работу.
Им раздаются бланки с таблицами, в которых
они должны самостоятельно заполнить следующие графы:
«Мои лучшие черты» - в эту графу
записываются черты или особенности своего характера, которые в себе нравятся и
составляют его сильную сторону.
«Мои способности и таланты» - в эту графу
записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может
гордиться.
«Мои достижения» - в эту графу
записываются достижения участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости
от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у участников.
Упражнение «Неуверенный -уверенный -
самоуверенный»
Цели: дать опыт проживания психологических
состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили
общения, соответствующие этим состояниям.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: участники стоят в
кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Иногда мы чувствуем превосходство
над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем
неуверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не
являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у
окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих
состояний».
Ведущий разбивает участников на пары. Один
из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой - неуверенного в себе
человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто
какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает
своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу,
голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить.
Например: «Я горд. У меня
прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение
окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу
критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»
В свою очередь «неуверенный» рассказывает
о себе по тому же плану.
Например: «Я могу смотреть
только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить,
мне кажется, всем видно мое состояние. У меня не получается быть уверенным, и я
не пользуюсь популярностью».
Затем учащиеся обмениваются ролями и
повторяют процедуру вновь.
После этого ведущий предлагает обоим
партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем
не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других.
В заключение ведущий обращается к
участникам с вопросами:
• Чем отличается ваше поведение, когда вы
уверены в себе?
• Как вы себя при этом чувствуете?
• Расскажите друг другу, что вам больше
всего нравится в состоянии, когда вы «равны».
Обсуждение и анализ:
• Как общаются с другими неуверенные и
самоуверенные люди?
• Какое они производят впечатление?
• Каковы основные характеристики
уверенного в себе человека?
• Чем он отличается от самоуверенного?
• Часто ли вы встречали уверенных в себе
людей?
• Расскажите о своих чувствах в роли
неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.
Упражнение «Порадуй меня»
Цель: развивать социальную интуицию, чувствительность,
понимание другого человека.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения: в центр круга
приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день
рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из участников
решает, что ему подарить: вещь, событие или что-то еще (например, гоночный
автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по
математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку
от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой
участник.
Упражнение «Замороженный»
Цель: совершенствовать навыки
эмоционального контакта.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения: учащиеся разбиваются
на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй -
«реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В
течение одной минуты «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет
права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может
действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимы. Критерий
«размораживания» - изменения в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».
Упражнение «Как быть толерантным в
общении»
Цель: обучать конструктивным способам
выхода из конфликтных ситуаций.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: каждый из нас
время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает
незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то
обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение.
Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения,
сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ведущий предлагает кому-нибудь из
участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из
его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а
другой - в роли «обидчика». Участники должны разыграть эту ситуацию. Используя
предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.
Например: мама отчитала сына при друзьях
за то, что он не вымыл посуду. Обидчик выступает в роли мамы.
Схема достойного выхода из ситуации:
1. Начни разговор с конкретного и точного
описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при
ребятах».
2. Вырази чувства, возникшие у тебя и
связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я
почувствовал себя неудобно».
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось,
чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя:
«Поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в
присутствии моих друзей».
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае,
если человек изменит или не изменит свое поведение: «Тогда я буду
прислушиваться к твоим замечаниям».
Можно предложить выполнить это задание
нескольким парам участников.
Обсуждение: участники группы высказывают
свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.
Упражнение «Я - высказывание / Ты -
высказывание»
Цель: научиться толерантно (в
неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как
недовольство, обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным
и свободным.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: ведущий объясняет
разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием. Например, использование в
речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить
свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает
ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если
тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацеленно, как Ты-высказывание, на то,
чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой ell часов вечера!»).
Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся,
испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование
Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Составьте Я-высказывание:
1. Тебе наступили на ногу в транспорте и
не извинились.
2. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя,
что ты списал(а) контрольную у соседа.
3. Ты договорился со знакомым встретиться
на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.
II. Подведение итогов.
• Как вы считаете, какое поведение
характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?
• Каковы преимущества толерантного
общения?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2020
Дата обновления: 20.11.2020
Дата публикации: 16.11.2020