классный час

16.11.2020

В классе 6учеников,

классный руководитель Нурманбетова З.М.

Классный час на тему «Толерантность»,

 11 класс

Толерантность к себе

Тема: толерантность к себе

Цели: развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, способность к самоанализу; дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе, исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям; совершенствовать навыки эмоционального контакта; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека; обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; обучать толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным и свободным.

Ход классного часа

Из предложенных упражнений предлагается выбрать несколько понравившихся с учетом затрачиваемого времени.

I. Выполнение упражнений.

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или памятка па «черный день»

Цель: развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бланки с табличками для каждого участника.

Подготовка: Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения

     

Процедура проведения: участники сидят в кругу. Учитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

В психологическом консультировании существует такой прием: психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Учащимся предлагается проделать подобную работу.

Им раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы:

«Мои лучшие черты» - в эту графу записываются черты или особенности своего характера, которые в себе нравятся и составляют его сильную сторону.

«Мои способности и таланты» - в эту графу записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

«Мои достижения» - в эту графу записываются достижения участника в любой области.

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.

Заполненные памятки остаются у участников.

Упражнение «Неуверенный -уверенный - самоуверенный»

Цели: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Иногда мы чувствуем превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем неуверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний».

Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой - неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить.

Например: «Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»

В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану.

Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мне кажется, всем видно мое состояние. У меня не получается быть уверенным, и я не пользуюсь популярностью».

Затем учащиеся обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.

После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других.

В заключение ведущий обращается к участникам с вопросами:

• Чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе?

• Как вы себя при этом чувствуете?

• Расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы «равны».

Обсуждение и анализ:

• Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди?Хочу такой сайт

• Какое они производят впечатление?

• Каковы основные характеристики уверенного в себе человека?

• Чем он отличается от самоуверенного?

• Часто ли вы встречали уверенных в себе людей?

• Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.

Упражнение «Порадуй меня»

Цель: развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: в центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, событие или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник.

Упражнение «Замороженный»

Цель: совершенствовать навыки эмоционального контакта.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй - «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимы. Критерий «размораживания» - изменения в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли «обидчика». Участники должны разыграть эту ситуацию. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.

Например: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Обидчик выступает в роли мамы.

Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах».

2. Вырази чувства, возникшие у тебя и связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я почувствовал себя неудобно».

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «Поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников.

Обсуждение: участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Упражнение «Я - высказывание / Ты - высказывание»

Цель: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т. п., сделать общение более непосредственным и свободным.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацеленно, как Ты-высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой ell часов вечера!»). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

Составьте Я-высказывание:

1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.

2. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал(а) контрольную у соседа.

3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

II. Подведение итогов.

• Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?

• Каковы преимущества толерантного общения?

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2020

Дата обновления: 20.11.2020

Дата публикации: 16.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89289854746

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».