09.09.2019
Как создать
единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие
другие вопросы обсуждаются педколлективом школ уже много лет. В воспитательной
системе, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно –
нравственные, единство доброты познания и освоение жизни ребенком идет
естественным образом. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности
для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания.
Анализируя
тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического
состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост
преступности, обозначен основной круг проблем, решение которых
возможно в классном коллективе, так как класс – это социальный организм школы.
Именно здесь можно создать для каждого:
- ситуацию развития,
- ситуацию успеха,
- особую среду общения и отношений,
- общее поле совместной деятельности.
Данная программа призвана осуществлять
воспитательную деятельность по следующим направлениям:
ДЕТСТВО
Д - достоинство
Е - естественные условия
Т - творчество
С – саморазвитие
Т – труд
В – возможности
О – осознанный выбор
Достоинство человека – это его право на осознанный
выбор. Система современной школы призвана воспитывать ребенка в естественных
для него условиях, ибо нарушать сложившуюся ситуацию (или вовсе менять её)
педагог не имеет права, если, конечно, нет угрозы жизни и здоровью ребенка.
Формирование достойной личности происходит за счет развития творческих,
интеллектуальных и физических способностей школьника. Не нужно забывать и о
том, что педагоги не только должны дать знания, но прежде всего научить
учиться, т.е. создать условия для саморазвития учащихся, прививая определённые
трудовые навыки.
Цель
Воспитание
социально-ориентированной личности.
Задачи.
1. Воспитывать
умение осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий,
контролировать и анализировать их;
2. воспитывать
чувство социальной ответственности;
3. создать
условия для самоопределения и самореализации;
4. учить
адаптироваться к разного рода изменениям;
5. воспитывать
любовь к родному краю, традициям, обычаям населения;
6. прививать
навыки здорового образа жизни;
7. готовить
к самостоятельной жизни в обществе.
Концепция программы
Достоинство = Естественные условия,
Творчество, Саморазвитие + Труд + Возможности = Осознанный выбор
Основные принципы работы
Достоинство
– правовая основа системы школы.
Естественные
условия – посильная помощь педагога ребенку и его семье.
Творчество
– проявление индивидуальности личности.
Саморазвитие
– применение на практике принципа «учись учиться».
Труд
– привитие трудовых навыков, развитие волевых качеств.
Возможности
- способности ребенка.
Осознанный
выбор – конечный результат работы педагога, ребенка и родителя.
Приоритетные направления воспитательной
работы
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
(САМОРАЗВИТИЕ): программа «Одаренные дети», интеллектуальное развитие,
творческое развитие
ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
НРАВСТВЕННОЕ
ПРАВОВОЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Содержание воспитательной деятельности
Личностно-ориентированное
направление
Данное
направление реализуется за счет трех направлений воспитательной работы: работа
по программе «Одаренные дети», интеллектуальное и творческое развитие.
Сущностная
характеристика индивидуальности складывается из четырех аспектов:
u индивидуальность как уникальность, неповторимость,
особенное в человеке;
u индивидуальность как свойство, качество, признак,
характеристика человека;
u индивидуальность как этап, уровень развития человека;
u индивидуальность как особая форма бытия человека, его
самобытность.
Осознание
огромного значения помощи педагога-воспитателя детям в реализации потребности
стать и быть самим собой обусловливает личностно-ориентированную направленность
воспитательной деятельности. Воспитание начинает рассматриваться как процесс
содействия ребенку в становлении и проявлении его индивидуальности. Претерпевают
изменения и все компоненты воспитательного процесса: целевой, содержательный,
организационно-деятельностный и диагностико-результативный.
Главным
целевым ориентиром становится индивидуальность как интегративное
свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть
самим собой), характеризующее его творческое отношение к себе и к своему бытию,
к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое
сочетание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума. Его
достижение возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного
взаимодействия – педагог и ребёнок - поставят перед собой следующие
цели:
u создание условий для становления и проявления
индивидуальности детей (цель педагога-воспитателя);
u эффективное использование возможностей стать и быть
самим собой (цель ребёнка).
Цель: развитие мотивации к познанию и творчеству.
Задачи:
1.
Создание условий для самопознания,
саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности.
2.
Переживание ситуации успеха в различных
видах деятельности.
3.
Создание атмосферы психологического
комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер.
4.
Социальная адаптация детей через
практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование
активной гражданской позиции.
5.
Формирование и развитие свободной,
ответственной, творческой личности.
6.
Содействие интеллектуальному развитию
школьника.
7.
Подготовка школьника к жизни через
развитие его духовных качеств.
8.
Развитие духовных потребностей на основе
добровольного выбора.
Содержание, формы и способы организации процесса
воспитания, ориентирования на развитие индивидуальности.
Содержание
воспитательного процесса должно содействовать развитию индивидуальности
посредством созидания её основных составляющих и интеграции их в единое целое.
Применение теоретических и эмпирических методов исследования позволили
сформировать представление о компонентном составе индивидуальности.
Ядром
индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское
отношение человека к самому себе и своему бытию, социальному и природному
окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный
стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов проведения и
отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия
происходящих событий.
Второй
компонент индивидуальности – это задатки и способности. По их проявлениям, как
правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не
случайно, ведь сделанный индивидом из широкого спектра человеческих
занятий выбор предмета собственных привязанностей и увлечений,
устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем
своих способностей обуславливают в нем
формирование индивидуального стиля и неповторимого образа
жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать
ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский
писал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога
«подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту
«золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться
того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле,
которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Третий
компонент – это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя
знания о человеке и об окружающей социальной и природной действительности,
умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт
творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с
людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения
и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и
саморефлексии. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и
многогранность человеческой индивидуальности. Именно данный компонент можно
рассматривать в качестве базисного основания для формирования уникального
сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств, а
также как необходимое условие становления не примитивно пещерного, а подлинно
культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности культурного
достояния человеческой цивилизации.
Четвертый
компонент – творческая активность, которая выступает по отношению к активности
в различных ипостасях: и как её элемент, и как свойство, присущее ей, и как
решающее условие её становления и проявления. Такая многогранность
свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой
активности трудно представить возможность формирования яркой индивидуальности,
полномасштабного самоосуществления человека. При её отсутствии доминирующее
положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Творческая
активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но
и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему педагогу
необходимо заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и
индивидуального жизнетворчества.
Классные
часы
Индивидуальная
работа
Исследовательская
деятельность
Конференции
Конкурсы
рисунков, литературных работ.
Ожидаемые результаты
u Повышение активности в участии учащихся в жизни школы;
u Участие в районных, областных мероприятиях и
конкурсах;
u Уменьшение числа учащихся, состоящих на ВШК;
u Отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, ОДН.
u Повышение уровня воспитанности школьников.
Здоровый образ жизни
Экологическая
ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина
на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ
расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не
справляется с этими проблемами. Мы видим задачу школы, в связи с
вышеперечисленным, в профилактической работе, в формировании у школьников
следующих установок:
·
потребности в здоровом образе жизни;
·
неприятия негативного влияния окружающих;
·
умения управлять своими эмоциями, здоровьем
(психическим, физическим);
·
стремления к укреплению, совершенствованию
своего здоровья.
Цель.
Защита,
сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.
Задачи.
1. Сотрудничество с медперсоналом амбулатории.
2. Консультирование для родителей, учащихся и
учителей-предметников.
3. Организация просветительской работы с учащимися.
4. Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам
физкультуры и занятиям спортом.
Содержание деятельности
· Изучение физического и психологического здоровья
учащихся;
· изучение методик диагностики перегрузки учащихся и
влияние их на здоровье;
· организация просвещения школьников, родителей в
области гигиены, проведение антинаркотической и антиалкогольной пропаганды,
разъяснение последствий вредных привычек для человеческого организма;
· проведение профработы по предупреждению несчастных
случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
· сотрудничество с представителями общественных
организаций по предупреждению школьного нездоровья;
· проведение спортивных мероприятий;
· организация дней здоровья, походов;
· проведение викторин, тематических классных часов,
конкурсов, праздников, фестивалей;
· организация бесед и дискуссий по спортивной тематике;
· встречи с медработниками, индивидуальные и групповые
консультации
1. Диагностика: состояние
здоровья учащихся (с привлечением возможностей медицинских учреждений);
составление карты состояния здоровья, физической закалки, анкетирование
отношения к занятиям физкультурой и спортом, занятиям в спортивных кружках и
секциях.
2.Классные часы, беседы:
«Потребность быть здоровым», «В
здоровом теле — здоровый дух»,
«Полезные
привычки», «Твой режим дня», «Личная гигиена», «Об умственном труде и отдыхе»,
«Питайтесь правильно», диспут «Что дает спорт человеку», беседы с врачом
«Будьте здоровы», «О чудесных лекарствах, которых не найти в аптеке».
3. Ролевой тренинг:
«Суд над сигаретой», «Как стать
нехворайкой», «Интервью с одним из спортсменов, «Заседание редакции газеты
«Российский спорт», «Телепередача "Здоровье"», тренинг «Как
отказываться от наркотиков».
4. Просмотр и обсуждение видеофильмов.
5. Посещение медицинских учреждений с экскурсиями.
6. Правовой практикум:
«Алкоголизм и наркомания — нравственные пороки
человека»;
«Ответственность за изготовление, распространение,
употребление наркотических средств».
7. Введение спортивных минуток на уроках и
переменах.
8. Родительские собрания:
«Предупреждения
переутомления», «Физкультура в семье», «Полноценное питание и сон», «Туризм —
полезный вид отдыха», «Физическое воспитание девочек», «Физическое воспитание
мальчиков», «Суицидальные состояния подростков», «О вреде наркотиков»,
«Профилактика наркомании».
9. Досуг:
Спортивные секции, День
здоровья (3 раза в год), Малые Олимпийские игры, месячник
военно-патриотического воспитания, организация летнего оздоровительного лагеря
при школе.
Ожидаемые результаты:
— положительная динамика состояния здоровья
учащихся, снижение заболеваемости;
— отсутствие утомляемости учащихся;
— повышение интереса к спортивным мероприятиям,
спорту;
— увеличение количества занимающихся в спортивных
секциях.
Нравственное направление
Изучение
общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных
ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность
нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической
нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к
себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом,
интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к
окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание,
на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям русского
народа.
Цель.
Воспитание
у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла
человеческого существования.
Задачи.
1.
Воспитание интереса ученика к самому себе,
желания самосовершенствоваться.
2.
Воспитание волевых качеств ученика,
способности к критическому осмысления своих сильных и слабых сторон.
3.
Воспитание желания и умения действовать
сообразно полученным нравственным знаниям.
4.
Воспитание умения бороться и выживать в
экстримальных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
· развитие волевых качеств ученика, способности к
критическому осмыслению сильных и слабых сторон;
· знакомство с примерами нравственной позиции
других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
· формирование позитивного отношения к обычаям и
традициям своей семьи, своего народа, умения слышать и слушать, смотреть и
видеть, осознавать и делать выводы;
· изучение уровня воспитанности школьников;
· создание атмосферы эмоциональной отзывчивости,
безопасности, взаимной ответственности;
· поисковая работа, участие в создании школьного музея;
· экскурсии, знакомство с историческими и памятными
местами нашего края, района;
· праздничные поздравления, конкурсы
Правовое
воспитание
В
концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие
принципы воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Человек - ответственная личность: независимость поведения от внешнего контроля; умение
предвидеть последствия своих поступков; сформированность внутреннего
самовыражения; принципиальность; смелость, умение владеть собой; готовность к
сознательному выбору профессии; прилежание, чувство долга; самостоятельность;
соблюдение правил безопасности; умение организовать свое время; обдуманность
поступков.
Цель
Адаптация школьников в современных
условиях, воспитание законопослушного гражданина.
ЗАДАЧИ:
1.
Формировать у учащихся правовую культуру, свободное и ответственное
самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.
2.
Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и
прав другого, способности к нравственному саморазвитию.
Содержание
работы
В целях
совершенствования и систематизации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений
и преступлений среди обучающихся школы проводятся различные внеклассные
мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних; классные часы, направленные на формирование отрицательного
отношения к наркотиками, курению, алкоголю с обсуждением проблемных ситуаций и
путей их решения; конкурсы рисунков, плакатов о вреде табака, ПАВ и наркотиков;
3 раза в год проходят традиционные дни здоровья, включающие в себя
теоретическую часть о преимуществах здорового образа жизни спортивно-деловой
тренинг; регулярно осуществляется мониторинг состава классных коллективов,
заполнение социальных паспортов.
Краеведение
Школьное
краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди
остальных направлений образовательной деятельности:
• приоритет
воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной
стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история,
современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов
деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных
ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в
процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая
непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания
всех форм образовательной деятельности.
Все
это требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности
учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях
образования каждого региона.
Цель
Воспитание
нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию,
являющуюся объектом деятельности краеведов.
Задачи
1.
Познакомить учащихся с историей и современностью края.
2. Сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края
и его жителей.
3. Развить у школьников стремление знать свой край, способствовать
формированию личностного отношения учащихся к нему.
4. Способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического
отношения к малой родине, создать условия для изучения проблем развития края,
формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития
установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни
(решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного
обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических
работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ).
5. Способствовать адаптации школьников к действительности своего
края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию
педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины,
формирование умений практически использовать полученные знания в
различных сферах повседневной жизни).
6.
Способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных
коллективов, семьи.
7. Способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.
Профориентационное направление
Современная
экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более
высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В
связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной
профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться
на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование
профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация
- это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических
мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и
развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных
интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к
труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и
предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс,
внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
1.
Оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2.
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
1.
Получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
2.
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет
комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных
курсов и в воспитательной работе;
3.
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями
населенного пункта, региона.
Профессиональная
ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение,
воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение
психодиагностики, организация элективных курсов. Таким образом, можно выделить
следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический,
медико-физиологический.
Социальный
аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в
профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации
работника той или иной сферы.
Экономический
аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с
потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический
аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной
направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический
аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии
и профессиональных интересов.
Медико-физиологический
аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев
профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также
требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом
психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить
следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших
школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и
в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной
на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе
социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и
возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в
различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве,
медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует
выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной
деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение
образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по
выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и
формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по
самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в
избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к
избранной деятельности.
Содержание деятельности.
Решение задач профориентации
осуществляется в различных видах
деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой,
производительном труде).
Структура деятельности педколлектива по
проведению профориентационной работы в школе
Координатор
деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в
функции которого входят:
·
выработка стратегии взаимодействия
субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников
с целью согласования и координации их деятельности;
·
поддержание связей общеобразовательного
учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся
основной и старшей школы;
·
планирование работы педагогического
коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному
самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой
общеобразовательного учреждения;
·
осуществление анализа и коррекции
деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации
учителей-предметников, классных руководителей по организации системы
учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение
учащихся: профпросвещение,
профконсуль-тирование, профдиагностика определение индивидуальной
образовательной траектории;
·
проведение педагогических советов,
производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;
·
создание ученических производственных
бригад, организация летней трудовой практики;
·
организация участия одаренных детей в
предметных олимпиадах разного уровня;
·
организация системы повышения квалификации
классных руководителей, учителей-предметников по проблеме самоопределения
учащихся;
·
осуществление контролирующих функций
работы классных руководителей, учителей-предметников, социального
работника по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
·
организация занятий учащихся в сети
предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель: опираясь
на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
·
составляет для конкретного класса (группы)
план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий
разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную,
творческую активность школьников;
·
организует индивидуальные и групповые
профориентационные беседы, диспуты, конференции;
·
ведет психолого-педагогические наблюдения
склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в
индивидуальной карте ученика);
·
помогает обучающемуся проектировать
индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного
обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных
достижений, составлять собственный портфолио;
·
организует посещение учащимися дней
открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
·
организует тематические и комплексные
экскурсии учащихся на предприятия;
·
оказывает помощь социальному
педагогу в проведении анкетирования учащихся и их
родителей по проблеме самоопределения;
·
проводит родительские собрания по проблеме
формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному
самоопределению;
·
организует встречи учащихся с выпускниками
школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
·
способствуют развитию познавательного
интереса, творческой направленности личности школьников, используя
разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры,
семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады,
факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
·
обеспечивают профориентационную
направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально
важные навыки;
·
способствуют формированию у школьников
адекватной самооценки;
·
проводят наблюдения по выявлению склонностей
и способностей учащихся;
·
адаптируют учебные программы в зависимости
от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
·
регулярно подбирает литературу для
учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и
профориентационной работе;
·
изучает читальские интересы учащихся и
рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки
книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
·
обобщает и систематизирует методические
материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы,
описания профессий);
·
регулярно устраивает выставки литературы о
профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в
мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
·
способствует формированию у школьников
группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она
занижена;
·
оказывает педагогическую поддержку детям
группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
·
осуществляет консультации учащихся по
социальным вопросам;
·
оказывает помощь классному руководителю в
анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения
школьника.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая
деятельность
·
Работа координаторов по профориентационной
работе с уч-ся.
·
Методическая помощь учителям в подборке
материалов и диагностических карт.
Работа
с учащимися
·
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических
мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
·
Консультации по выбору профиля обучения
(инд., групп.).
·
Анкетирование
·
Организация и проведение экскурсий (в
учебные заведения, на предприятия)
·
Встречи с представителями предприятий,
учебных заведений.
Работа
с родителями
·
проведение родительских собраний,
(общешк., классн.);
·
лектории для родителей.
·
индивидуальные беседы педагогов с
родителями школьников;
·
анкетирование родителей учащихся;
·
привлечение родителей школьников для выступлений
перед учащимися с беседами;
·
привлечение родителей учащихся для работы
руководителями кружков, спортивных секций;
·
помощь родителей в организации временного
трудоустройства учащихся в каникулярное время;
·
избрание родительского комитета школы из представителей
родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в
сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения
школьников.
Как оценивать эффективность профориентации
школьников
К
основным результативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относится;
·
достаточная информация о
профессии и путях ее получения. Без
ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии
школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности
информации в данном случае является ясное представление им требований профессии
к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных
специалистах.
·
Следующий результативный критерий — потребность
в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности
потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это
самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой
информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но
проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности,
самостоятельное составление своего профессионального плана.
·
Результативным критерием является и уверенность
школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное
отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных
ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности
прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
·
В качестве результативного критерия можно
выделить также степень самопознания школьника. От того,
насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во
многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать,
что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную
и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
·
Последний результативный критерий — наличие
у учащегося обоснованного профессионального плана.
Традиционные школьные дела
Сентябрь
-
День Знаний.
-
День здоровья.
-Общешкольная
родительская конференция.
Октябрь
-День
рождения школы.
-День
Учителя.
Ноябрь
-
День Матери.
Декабрь
-
Новый год.
Январь
-Татьянин
день
Февраль
-День
Святого Валентина
-Месячник
Военно-патриотического воспитания
Март
-Женский
день
Апрель
-День
детства.
-День
театра.
Май
-Празднование
Дня Победы.
-Традиционная
майская эстафета.
-Последний
звонок.
Июнь
-Оздоровительный
лагерь.
-Летняя
трудовая практика.
-Выпускной
вечер.
План общешкольных мероприятий на 2010-2011уч.г.
Сентябрь
Торжественная
линейка, посвященная Дню Знаний.
Комплектование
кружков, секций для школьников по интересам.
Организация
работы по составлению программ воспитательной работы классными руководителями.
Организация
дежурства.
День
здоровья.
Выборы
и формирование органов ученического самоуправления.
День
работника дошкольного образования.
Общешкольная
родительская конференция.
Октябрь
Выставка
поделок из природного материала.
День
рождения школы.
День
Пожилого человека.
День
Учителя.
Подготовка
к участию в районных интеллектуальных играх.
Подготовка
к концу четверти.
Полготовка
к Неделе безопасности.
Встреча
с инспектором ПДН Макаровской О.В., инспектором ГИБДД Синьковской Г.П.
Учеба
по противопожарной безопасности.
Ноябрь
Занятия
в школе одаренных детей
Неделя
безопасности (каникулы)
День
Молодежи.
Профессии
моих родителей (8-9 класс).
День
Матери.
Утепление
окон.
Выпуск
стенгазеты к Дню Матери.
Декабрь
Неделя
профилактики суицида и несчастных случаев среди несовершеннолетних.
День
борьбы со СПИДом.
Участие
в районном конкурсе фотографии «Русская зима».
Мастер-класс
«Мастерская Деда Мороза» (дети и родители 1-4 классов)
Новогодние
праздники.
Январь
Неделя
профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Неделя
профилактики здорового образа жизни «Живем на здоровье».
Татьянин
день
Февраль
Месячник
военно-патриотического воспитания
День
защитника Отечества
Март
Международный
Женский день
Методическая
неделя
Апрель
День
Открытых дверей.
День
Детства
Акция
«Великая Отечественная война в рисунках и сочинениях»
День
Театра
Май
Празднование
Великой Победы
Последний
звонок
Июнь
Детский
Летний Оздоровительный лагерь
Выпускной
бал
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2019
Дата обновления: 07.11.2019
Дата публикации: 09.09.2019