Образовательная программа дополнительного образования.
Принято Утверждаю:
на заседании педагогического совета Директор: Менласанова А.К.
Протокол №1 от 28.08.2016 г. Принят №222 от01.09.2016 г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
НОГАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«Батыр- мурзаевская средняя общеобразовательная школа»
на 2016-2018 годы
с. Батыр- Мурза.
2016г
Содержание программы:
I. Пояснительная записка…………………………………………………..….Стр. 4
1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы дополнительного образования в школе ………………………………………. Стр. 4
2. Принципы реализации ДОД……………………………………………. Стр. 6
3. Цели и задачи………………………………………………………….... Стр. 10
4. Адресность программы……………………………………………….. Стр. 11
II. Концептуальная основа дополнительного образования.....………….. Стр. 12
1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих дополнительное образование ……………………………………………. Стр. 13
2. Эффективность и результативность в области ДО ………………….Стр. 15
3. Проблемы организации дополнительного образования детей………..Стр.16
4. Перспектива развития дополнительного образования………………...Стр.17
5. Модель интеграции на современном этапе развития………………….Стр.18
6. Содержание и организация ДО ……………………………………….Стр.20
III. Образовательный блок……………….…………………………………....Стр.23
1. Основные цели ведущих направлений ДО………………………………………………………..…………………Стр.23
2. Дополнительные образовательные программы………………………...Стр.24
3. Результативность образовательного блока……………………………..Стр.27
IV. Блок внеурочная деятельность в рамках ФГОС………………………Стр.30
1. Задачи внеурочной деятельности……………………………………….Стр.30
2. Формы организации внеурочной деятельности……………………….Стр.30
3. Результативность………………………………………….……………...Стр.31
V. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности……..Стр.35
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности…………………Стр. 35
2. Отличия культурно-досуговой программы от дополнительной образовательной программы……………………………………………….Стр.36
3. Виды культурно-досуговых программ………………………………….Стр.37
4. Принципы и методы, лежащие в основе массовых мероприятий………………………………………………..…………..….Стр.38
5. Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ……………………………………………….............................Стр.39
VI. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования…Стр.40
VII. Ожидаемые результаты…………………………………………….…… Стр.41
1. Критерии результативности……………………………………………. Стр.41
2. Контроль результативности………………………………………..……Стр.42
3. Методики изучения эффективности реализации программы в ОУ…...Стр.42
VIII. Заключение……………………………………………...………………...Стр.43
IХ. Список литературы………………………………………………………...Стр.44
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся,
но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности,
где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования- дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Структурно дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности.
2. Принципы реализации ДО:
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями
в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.
2.Принцип природосообразности.В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если
в дополнительном образовании программа не соответствует запросам
ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности.Дополнительное образованиереализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе
и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога.При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора
и ответственности и принцип развития.
4. Принцип свободного выбора и ответственностипредоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимостипредполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни
в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимостиподразумевает под собойдинамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса
к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существуют такие программы, которые позволяют приобрести ребенку
не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни,
а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур.Ориентация на данный принципозначает
не только формирование условий для развития общей культуры личности,
но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются
в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
12. Принцип творчествав реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования
в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности
к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно
в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования Сокольского муниципального района направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования
в школе.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся
на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Ступень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня
их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Ступень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Режим работы:
Очень важно то, что дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и сборы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода перманентность образовательного процесса.
Адресность программы
Программа адресована учащимся 1-9 классов.
№ | Название программы | Возраст |
1 | Декоративно-прикладное: кружок «Золотая нить», | 11-13 |
« РТС» | 6-10 | |
2 | Спортивно-оздоровительное: Волейбол Футбол
| 11-16 |
3 | Военно – патриотическое: «Юный пожарник»
| 11-16 |
4. | Туристко – краеведческий: «Краеведческий» «Поиск» | 11-16 |
5 | Художественно-эстетическое: Танцевальный коллектив, «Театр и мы», «Орфей» | 11-16 6- 10 |
6. | Интеллектуально-познавательное: «Математика- царица наук», «Виртуальный мир», | 11-16 |
«Живи,книга!» | 6-10 |
Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться
в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ВМКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
Главной специфической чертой развития дополнительного образования
в школе должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
· целостность всей образовательной системы школы со всем
её многообразием;
· определённую стабильность и постоянное развитие;
· необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств, социальной активности;
· сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
· поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
· сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования вМКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
Федеральные:
· Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
· Трудовой кодекс РФ.
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
· Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона
от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
· Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;
· План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 7 сентября 2010 года N 1507-р;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года.
· Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012N 731, от 24.09.2012
N 957).
· Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
· Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
· СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённыеПостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях".
Учрежденческие:
- Устав ОУ;
- Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального, основного общего и полного (среднего) образования;
- лицензированные дополнительные образовательные программы;
- учебный план по дополнительному образованию школы;
- план воспитательной работы на учебный год.
2. Эффективность и результативность работы
педагогического коллектива в области дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»являются:
- заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих)
в реализации дополнительного образования в школе;
- творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) муниципального, регионального и федерального уровней;
- связь с социумом (образовательные школы района, районная библиотека, ДДТ, сельская библиотека и т.д.);
- организация профильных лагерей (спортивно-научный, эколого — краеведческий, театральный и т.п.)
3. Проблемы организации дополнительного образования детей
В ходе анализа организации дополнительного образования можно выявить следующие проблемы:
-наличие заблуждений, ошибок, стереотипов в отношении дополнительного образования.Для части учителей школы характерно непонимание самого термина "дополнительное образование", отождествление его с внеурочной деятельностью обучающихся;
- выстраивание педагогами занятия в своих объединениях дополнительного образования по классно-урочному принципу.В результате в школьный блок дополнительного образования автоматически переносятся средства, методы, подходы из традиционной школьной педагогики. В итоге вместо творческого занятия по интересам ребенок оказывается снова на уроке, пусть несколько модифицированном, но по своей сути представляющем обучение по конкретному предмету;
- недостаточное количество учебных часов для реализации дополнительного образования;
- в ОУ не хватает узких специалистов по дополнительному образованию, особенно для работы с мальчиками и юношами. Профессионалы не готовы работать на малом количестве часов (в среднем 1-2 часа в неделю), соответственно, за небольшую зарплату;
- отсутствие системы интеграции основного и дополнительного школьного образования, образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов;
- несовершенство нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положения, инструкции, договоры, локальные акты и т.д.).
– необходимы новые требования к программам дополнительного образования
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание следует уделить интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов.
- нехватка методических рекомендаций по оценке результатов деятельности учреждения в режиме интеграции общего и дополнительного образования (мониторинговые исследования, критерии, методики изучения, и т.п.)
– не в полной мере изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не всегда учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
- незаинтересованность обучающихся «группы риска» в получении дополнительного образования в школе.
– отсутствие единой базы занятости детей в дополнительном образовании,
не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время;
– реализация дополнительного образования главным образом замыкается
в стенах школы, класса. Материально-техническая база ОУ требует развития;
- недостаточное количество существующих мониторинговых исследований, методик для оценки эффективности процесса интеграции;
- нежелание учителей внедрять в свою деятельность интегрированные уроки, досугово-значимую деятельность, совместные с обучающимися проекты.
4. Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ» является:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования;
– развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям интеграции.
- улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований, спонсорских средств.
– организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего
и дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.
5. Модель интеграции общего и дополнительного образования
МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ» на современном этапе развития
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент в МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ» реализуется следующая модель интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей – воспитательная деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение
в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализацию проектов
по воспитанию и дополнительному образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум, который влияет на образование ребёнка – учреждения образования и культуры, которые предлагают свои услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного образования детей
и подростков и, конечно же, положительно влияя на рост личности во всех
её проявлениях.
Модель органично сочетает возможности обоих видов образования, способствует созданию инфраструктуры внеурочной деятельности в условиях конкретной среды.
Общее образование
(образовательные
программы)
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
-общеинтеллектуальное
- общекультурное
- духовно – нравственное
- спортивно- оздоровительное
- социальное проектирование
ОБРАЗОВАНИЕ
Дополнительное образование по направленностям:
- художественно- эстетическое
- спортивно- оздоровительное
- декоративно-прикладное военно - патриотическое интеллектуально-познавательное
Воспитательная работа Макросициум:
Участие в Воспитательные Школьное Центр занятости, КСЦОН
уровня и направленности
направленности
6. Содержание и организация образовательной деятельности в системе дополнительного образования МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ».
Виды детских объединений по интересам.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, отряды и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы,т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
· проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
· продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
· проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время;
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз
в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться
в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 16 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав
и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы
и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы:
· на первом году обучения – 8- 12 человек;
· на втором году обучения – 10-12 человек;
· на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения,
но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя
из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – 1,5 часа;
в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в выходной):
· для детей дошкольного возраста – от 30 минут до 1 часа - при условии проведения занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые
20 минут;
· для младших школьников – от 1часа до 1,5-х часов;
· для школьников среднего и старшего возраста – от 1до 2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога. «Санитарно-эпидемиологическим требованиям
к учреждениям дополнительного образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми -
от 30 до 60 минут 1 раз в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей
не позднее 20.00.
Нарушение СанПин влечет дисциплинарную, административную
и уголовную ответственность.
Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются
на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа учащихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества
и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием образовательных программ.
1. Основные цели ведущих направлений дополнительного образования
Декоративно-прикладное направление:
1. Познание различных техник, используемых в декоративно прикладном искусстве;
2. Развитие творческого воображения;
3. Развитие образно-ассоциативного мышления;
4. Воспитание художественного вкуса;
5. Раскрытие творческих способностей, через создание собственных произведений декоративно-прикладного искусства.
Спортивно-оздоровительное направление:
1. Воспитание физических, морально- этических и волевых качеств;
2. Повышение уровня физической культуры;
3. Воспитание потребности к здоровому образу жизни;
4. Развитие коммуникативных качеств в командных спортивных играх;
5. Развитие навыков самостоятельных занятий спортом;
6. Знакомство с историей различных видов спорта, олимпийского движения; развития спорта в России;
7. Воспитание чувства патриотизма на примере Российских спортсменов.
Художественно - эстетическое направление:
1. Раскрытие музыкальных, сценических, танцевальных способностей учащихся;
2. Развитие творческого потенциала;
3. Приобщение учащихся к культурному наследию человечества, через знакомство с лучшими образцами музыкального, вокального, сценического творчества;
4. Становление и развитие вокальных данных, музыкального слуха, навыков танцевального искусства и хорового пения;
5. Овладение музыкальной грамотой;
6. Обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара).
Военно – патриотическое:
1. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине.
2. Формирование чувства патриотизма на примере подвигов ветеранов ВОВ.
3. Развитие познавательного интереса к истории и культуре родного края, своего народа.
4. Воспитание чувства ответственности за судьбу родины.
2. Дополнительные образовательные программы.
Программа(греч. – распоряжение) – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательности действий
по достижению поставленной цели.
Существует несколько определений понятия «образовательная программа дополнительного образования детей» или (что то же самое) «дополнительная образовательная программа».
Итак, программа - это:
· документ, отражающий педагогическую концепцию педагога
в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
· модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога
и ребенка, содержащая обоснование содержания образования и технологии его передачи;
· курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
· индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;
· предметная сторона, составная часть единой образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.
Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме поиска, имеют свободу выбора действий, открыта дорога для их творчества. В отличие
от учителей-предметников, им не предлагаются готовые стандартизированные курсы; они сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги имеют право пользоваться типовыми и авторскими программами дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке своей программы.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей необходимо соблюдать общие требования, которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых, программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые
в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:
· обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной
и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
· организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
· использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Данное требование исходитиз того, что занятия в школе обеспечивают
в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьноговозраста, установленный Базисным учебным планом.
В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей, должны обладать рядом качеств; в их числе:
· актуальность(ориентирована на решение наиболее значимых проблем для внешкольного образования);
· прогностичность(отражает требования не только сегодняшнего,
но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям
и требованиям к реализации программы);
· реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);
· чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
· целостность(полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей);
· контролируемость(наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
· преемственность и согласованностьее содержания с образовательными программами общеобразовательной школы;
· практическая значимость, технологичность(доступность для использования в педагогической практике);
· сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, - обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося средствами своего учебного курса.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного образования, педагоги должны ориентироваться на «Примерные требования
к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать все рекомендации.
Перечень основных программ, реализуемых
в рамках дополнительного образования МКОУ «Калининаульская СОШ имени С.И. Капаева»
№ | Название программы | Исполнитель | |
1 | "Краеведческий" | Саитова Э.Н. | |
2 | "Поиск" | Саитова Э.Н. | |
3 | "Золотая нить" | Казманбетова Н.Н. | |
4. | "Юный пожарник" | Сагиндиков А.А. | |
5 | "Театр и мы" | Оразбаева У.С. | |
6. | "Виртуальный мир" | Койлакаева В.А. | |
7. | "Танцевальный" | Эсиргепова С.С. | |
8. | "Орфей" | Эсиргепова С.С. | |
9. | "РТС" | Аджиниязова Е.А. | |
10. | "Математика-царица наук" | Шандиева Р.А. | |
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно расписанию занятий.
3.Результативность образовательного блока
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные”
и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться
по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот
и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный,
он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
· предметным(фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
· личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.
Диагностика результативности освоения программ по направлениям
№ | Ведущие направления | Диагностика |
1 | Декоративно-прикладное: кружок «Золотая нить», | Открытые мастерские, тематические выставки работ, участие в различных конкурсных программах. |
2 | « РТС» | Открытые спортивные мероприятия, участие в спортивных соревнованиях, показательные выступления. |
3 | Военно – патриотическое: «Юный пожарник» Спортивно-оздоровительное: Волейбол Футбол
| Поиск полевого материала о ветеранах ВОВ, Открытые мастерские, тематические выставки работ, участие в различных конкурсных программах. |
4. | Туристко – краеведческий: «Краеведческий» «Поиск» | Слет туристов краеведов Научно практическая конференция «Шаг в будущее», «Конкурс на знание символики РД, Рф.» |
5 | Художественно-эстетическое: Танцевальный коллектив, «Театр и мы», «Орфей» | Уровень усвоения оценивается благодаря проведению различных диагностических работ (музыкальные диктанты, тесты, прослушивания). Творческие работы, участие в общешкольных мероприятиях, конкурсных программах различного уровня, выступления на различных районных площадках. |
6. | Интеллектуально-познавательное: «Математика- царица наук», «Виртуальный мир», «Живи,книга!» | Открытые мастерские, творческие вечера, устные журналы, тематические выставки работ, участие в различных конкурсных программах. |
IV. Блок внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Тесно связана с дополнительным образованием детейв части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их
в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность внеурочная деятельность обучающихся.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, кружки, спортивные секции, экскурсионные группы и т. д.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкоговыбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также деятельностной
и практикоориентированной основы организации образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатовосвоения основной образовательной программы
в рамках реализации ФГОС.
1. Задачи внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных
и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовнонравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное).
2. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных
во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей) и осуществляется
в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используютсявозможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности тематических лагерных смен.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной образовательной программы и составляетне более 1350 часов за 4 года обучения.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении
в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного
и развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательного учреждения.
В организации внеурочной деятельности принимают участие учителя начальной школы, учителя предметники, педагоги дополнительного образования.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует
с педагогическими работниками,организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
Контроль осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.
План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждениеми направлен в первую очередь на достижениеобучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
3. Результативность реализации внеурочной деятельности
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности обучающихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
· умение давать оценку своим действиям;
· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей
и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
· умение выражать собственное мнение и т. д.
Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП:
- предметным,
- личностным (включающим готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению
и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности),
метапредметным (включающим освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями).
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные
и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметные результаты отражают:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; составлять тексты в устной
и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предназначение УУД:
· обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
· обеспечение целостности содержания образования;
· профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД
в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности,
в умственный, внутренний личностный план.
Значение отдельных групп УУД:
• познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы преобразования учебного материала;
• коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность
и умение учащихся учитывать позиции других людей;
· • регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную деятельность.
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены
на закрепление, развитие УУД. В приложении № 4 представлена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке программ внеурочной деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнять список представленных УУД и расширять их характеристики.
Для планирования формирования у обучающихся УУД во внеурочной деятельности можно использовать следующую форму:
Темы |
Разделы | Формы, методы | Кол-во часов
| УУД
| Личностные результаты освоения ООП | |
|
|
|
| Предметные
| Метапредметные
|
|
V. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности школьников – наряду
с образовательной деятельностью – входит в число важнейших задач современного дополнительного образования. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Между тем, обучающиеся ориентированы преимущественно
на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей соединять развлечения
с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, «работающим»
на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие –
и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную
и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.
В состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только фестивали, конкурсы, соревнования, тематические дни и недели, вечера, экскурсии и т.п., но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга – от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры и т.п.).
Педагогически правильная организация культурно-досуговой деятельности может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход
от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
2. Отличия культурно-досуговой программы от дополнительной образовательной программы состоят в следующем:
a) содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется
в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
b) овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит
в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии
со взрослыми и детьми в досуговое время;
c) источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители (законные представители);
d) в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
4. Виды культурно-досуговых программ.
МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
практикуется организация и проведение следующих видов культурно-досуговых программ:
* разовая игровая программа (не требует подготовки участников. Дети включаются в игру непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры
за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале,
на дискотеке);
* конкурсно-игровая программа по заданной тематике (это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный
и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей);
* игра-спектакль (необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля);
* театрализованная игра (требует погружения артистов и зрителей
в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки);
* зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей);
* праздник (слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, церемонии, гулянья, физкультурные праздники, тематические дни, недели. Особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей);
* длительная досуговая программа (рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более. наличие развивающей социальной идеи (сюжета). Подразумевает наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора), разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности), создание и закрепление в игре положительных моделей поведения, конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых).
4. Принципы и методы, лежащие в основе массовых мероприятий с детьми
1. Принцип информационной насыщенности предполагает наличие
в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры.
2. Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических общешкольных мероприятий,
в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия
в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
3. Принцип диалогичностиозначает равноправное взаимодействие педагогов
и обучающихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за свою школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ:
· игровые методы,
· упражнения.
· обсуждения,
· создание, проигрывание и анализ ситуаций,
· творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
· театрализации.
Следует понимать, что правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
5. Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ:
· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
· приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
· повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения
во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом
на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
· формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей
и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей
и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
VI. ПАРТНЁРСТВО
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит в установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются:
Хореографический ансамбль «Айланай»
Народный инструментальный оркестр ногайского района под руководством Я.Т. Кудайбердиева.
Ногайский музей .
Развитие социальных связей МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех педагогов, работающих с детьми, поднимает статус нашего учреждения.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
· добровольность;
· равноправие сторон;
· уважение интересов друг друга;
· соблюдение законов и иных нормативных актов;
· обязательность исполнения договоренности;
· ответственность за нарушение соглашений.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в МКОУ «Батыр- Мурзаевская СОШ»
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:
· рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
· удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
· удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования;
· удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
· положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
· удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
· рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
· уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН,
на внутришкольном контроле;
· увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы педагогов, классных руководителей, консультации психолога
для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
2. Контроль результативности дополнительного образования в школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся
и их родителей (лиц их заменяющих).
3. В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности процесса интеграцииразличных видов обучения в ОУ:
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»,
4. Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»,
5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой
у нас коллектив»,
6. Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений
в детском коллективе».
7. Оценка Портфолио обучающихсяи др.
Диагностику планируется проводить психологом, педагогами дополнительного образования и классными руководителями 1 раз в год.
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней
в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его времени, не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела
по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности
в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом,
в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного человека.
IХ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.
3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
4. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
5.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
7. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
8. Н.А.Салык. Требования к организации внеурочной деятельности.http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
9.С.А. Федорова Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности.Управление начальной школой , №12 , 2012 г.